У каждого человека есть люди, так или иначе оказавшие влияние на его судьбу. Своим присутствием рядом они незаметно для себя оставляют в сердце след на всю оставшуюся жизнь. Среди них, конечно же, есть учителя. О своей «классной маме» рассказывает Марина Лазарчук.
— Это замечательный педагог, учитель истории, наш бывший классный руководитель Анна Фроловна Варгасова.
На ее уроках мы не только полюбили историю как науку, но на каждом из них получали напутствие в жизнь. Многое из того, что говорила и чему учила Анна Фроловна, живет с нами до сих пор. Ее уроки — как светлые памятки о чистоте и нравственности. Это действительно учитель на все времена. Не вызывает сомнений, что если бы она в настоящее время вошла в класс к современным мальчишкам и девчонкам, то, как и прежде, без затруднений нашла бы контакт с ними. Это объясняется, в первую очередь, тем, что главное, чему учила Анна Фроловна — искусство думать.
Ее мнение всегда для нас, учеников, было авторитетно и уважаемо. Ее речь была лаконичной, когда дело касалось взаимоотношений в классе. Замечание она умела сделать таким образом, что оно было понятно лишь ученику, к которому она обращалась.
Никогда никаких лишних смущений и тем более оскорблений. Такое отношение незамедлительно приносило свой положительный результат. Это ли не воспитательный момент? Ведь мы в то время видели очень многое и брали пример. Она не позволяла и в нашем присутствии сказать, что-либо нелицеприятное в адрес своих коллег, даже если мы «жаловались» ей как классной маме по поводу какой-то неоднозначной ситуации. Что очень важно, Лина Фроловна никогда не повышала голоса. Помнится, как на одном из первых уроков она сказала спокойно и мягко: «Я буду говорить в условиях абсолютной тишины». Наверно, еще и потому, что ее слово не расходилось с делом, на уроках действительно поддерживалась дисциплина.
Безусловно, внимание было приковано к самому предмету истории, к теме, которая изучалась. Увлекательно, интересно, разнообразно Анна Фроловна знакомила с новым материалом. Какой-то невидимой нитью были связаны наши души с тем, о чем велась речь. Все в повествовании было настолько реально, как будто происходило на наших глазах. Умение так преподнести материал способствовало тому, что любой своими интересами далекий ученик, начинал воспринимать этот предмет как один из самых интересных и важных. Так, у кого были склонности к гуманитарным наукам, и у кого их не было, всем этот предмет начинал нравиться. Она связывала тему занятия с настоящим временем, даже если тень прошлого была едва заветна в сегодняшнем дне. Благодаря ей мы поняли, что всегда нужно иметь уважение к прошлому и что это есть черта, по словам А. С. Пушкина, «отличающая образованность от дикости».
Конечно, сейчас историю и общественные науки много раз пересмотрели, но у каждого осталось свое мнение. Главное, что оно есть. Есть желание размышлять и анализировать, понимать и прощать друг друга. Этому нас тоже учила Анна Фроловна.
Она выпустила много классов, ее знают и помнят все, кто имел счастье быть ее учеником. В 1951 году после окончания Ивановского педагогического института Анна Фроловна стала работать учителем истории в средней школе № 1 г. Юрьевца и не поменяла места работы, пока не ушла на заслуженный отдых. Но ее уроки продолжаются. Они в нас и через нас передаются нашим детям.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр.18