Лирический герой в стихах Зубова Б.Н.

Я взяла поисковую работу, начатую учениками школы ещё в 2007 году, «Стихи, опалённые войной». Цель работы: продолжить сбор материала о выпускниках – участниках ВОв, которые в перерывах между боями писали стихи.

zubov-borys-nykolaevychПо школьной картотеке я нашла такого ученика – это Зубов Борис Николаевич, закончивший школу в 1937 – 38 учебном году2. На встречу к нам мы пригласили его дочь – Зубову Елену Борисовну3, проживающую в нашем городе. Из её рассказа мы узнали, что Борис Николаевич родился в Юрьевце, очень много читал (у них была хорошая библиотека). Ещё в школьные годы он писал стихи, посвящённые своей маме и своей малой родине. В 1939 году Борис Николаевич был призван в ряды Советской армии4. Гвардии сержант военно – воздушных сил Черноморского военного флота, в его составе он воевал с первых дней войны и до её конца. Участвовал в обороне и освобождении Севастополя Одессы, Кавказа. Награждён медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией»5.

Есть люди и семьи, которые бережно хранят семейные документы. К таким людям относится и Елена Борисовна. Она подарила школьному музею красноармейскую книжку отца, фотографии, письма с фронта и фронтовую тетрадь «Севастополь»
(1935г. – 1946 г.) со стихами, которые написаны на листочках школьной тетради.

Некоторые из них от давности времени поистрепались, но до сих пор они являются ценной реликвией тех лет. При подготовке данной работы, читая стихи, я думала:

 

почему поэтическое слово оказалось столь необходимым для Бориса Николаевича;

старалась проследить, каков герой в его произведениях,

какие чувства выражены в его стихотворениях?

Каждое стихотворение Зубова – страница жизни не только автора, но и той страны, где он живёт. Признание в любви к малой родине звучит в стихотворении «Люблю» (1935 г.). Тема родины – главная в творчестве Б.Зубова, с которой связаны и образы природы, и образ женщины. Душа лирического героя поёт от счастья, видя ширь родных полей, вдыхая лесную прохладу, слушая птичий разговор в саду, видя багряный свет восхода солнца. Родина для лирического героя – это мир природы, гармония и спокойствие, царящие в природе, дарят ему счастье и умиротворённость. Лирическое начало подчёркнуто названием «Люблю», которое усилено анафорой

Люблю лесную я прохладу,

Люблю пушистый, буйный бор…

Люблю ходить один по саду…

Stihi Zubova s frontaСтихотворение – посвящение матери «Моей милой маме»8 ( 1938 г.)., написанное к 50-летию матери, на первый взгляд — простое поздравление. Но лирический герой, за которым стоит автор, обращаясь к милой, родной, ласковой, к самому дорогому человеку на земле, показывает судьбу русской женщины: твой путь тяжёл, упорный и тернистый, особо подчёркнуто – честный и правдивый, (это те качества, которыми наделила сына мать). Лирический герой счастлив оттого, что любим и понят матерью, а её душевное тепло передано сыну. Милый образ, мать родная, ласковая, любимая – многочисленные эпитеты – повторы свидетельствуют о нерасторжимой связи сына (а он сейчас далеко от дома) и матери. Поэтому и рождаются письма – послания, письма – посвящения. Лирический герой испытывает гордость за русскую женщину, которая вынесла все невзгоды и не только сохранила душевную силу, но и подарила тепло близким людям. Поэтому в последних строках стихотворения возникает обобщённый образ – ОНИ: «Я громко крикну, крикнут и они»,- за которым, на наш взгляд, звучат голоса русских сыновей, желающих здоровья главному человеку в их жизни.

Можно говорить и о глубоком поклонении и преклонении перед матерью. Интересно, что в одном ряду со словами мать, мама, автор использует слово образ. Заслуживает внимание следующая строка:

Твой ОБРАЗ милый, чистый КАК КРИСТАЛЛ…

Лирическим героем подчёркивается святость матери, хранительницы не только домашнего очага, но и духовности, красоты мира в целом.

Целый цикл стихотворений, посвящённых защитникам Севастополя, создает Зубов Б.Н. в суровые, полные трагизма годы (1941 –1942:гг.): «Лейтенант Бородин», «Капитан Коробицын», «Родной Севастополь», «Черноморская гвардия», «Летное гвардейское», «Моя Отчизна» и многие – многие другие.

В стихотворении «Моя Отчизна» (1941 г.) лирическое начало уступает место эпическому повествованию. Лирический герой говорит от имени поколения:

Мы свято землю русскую храним!
Он подчёркивает историческую связь поколений, вспоминая о героических традициях, славном прошлом Родины:
Мы помним черные в далёкой дымке горы,
Мы помним всякой нечисти походы.
Мысль о преемственности поколений звучит на протяжении всего стихотворения:
Беспощадно били мы зарвавшегося вора,
Так и теперь мы свято поднимаем
Твоих знамен непобедимый стяг
И в бой за Родину вступаем.

В один из апрельских дней 1942 г., Борис Николаевич пишет стихотворение «Гвардейцы»9 , которое посвящает своим боевым друзьям.

Он воспевает подвиг тех, кто бьёт «беспощадно заклятых врагов», и кто бьёт «по-гвардейски фашистскую мразь!» Поэт гордится званием – гвардейцы. Это закалённые в боях, мужественные люди, это те, кто ведет страну к победе, кто вселяет веру в победу, кто гордо несет знамя гвардии «сквозь грохот сражений и пламя боёв!»

Он уверен, что «ни взрывы снарядов, ни грохот орудий»,

не сломят упорство бойцов – моряков!»

Интересна к этому стихотворению автором была сделана приписка: «Это стихотворение записано на звуковую плёнку и будет транслироваться через Москву 4 мая 1942 г». Для подтверждения этого факта мы сделали запрос в Государственный архив радиовещания РФ и получили ответ.

На Ваш запрос сообщаю, что интересующей Вас звукозаписи среди фондодокументов РГАФД нет. Чтение упомянутого Вами стихотворения в эфире по практике того времени могло быть в прямом эфире с микрофона. В 1942 г. магнитофонной записи в радиовещании не было. Запись же на киноплёнку делалась только в самых важных случаях. В связи с отсутствием такого фондодокумента мы не можем обоснованно отрицать или подтвердить факт чтения данного стихотворения по радио 6 мая 1942 г.

Директор РГАФД Коляда Владимир Николаевич.

В стихотворении «Не грусти», написанном в мае 1943 года, лирический герой, обращаясь к своей любимой, просит: «Не грусти!» Он помнит каждый миг прощального вечера: «нежный блеск девичьих чёрных глаз», пожатие руки. Он уверен, что девушка сохранила любовь, и это придаёт силы, чтобы бить врага. Воспоминание навевает грусть в душе лирического героя, но он словно обрывает эту нить, прося прощения: «Но, прости, не время, дорогая…» Интересно предпоследнее четверостишие, когда «Я» сменяется на «Мы».

А когда вернёмся мы с победой…

Автор говорит от имени всех фронтовиков. Таким образом, перед читателем не какая – то отдельная зарисовка, а одна из сторон военной жизни, тот быт войны, когда каждый вспоминает о самых близких людях. Заключительные строки – вновь обращение к любимой. Робко лирический герой просит:

Уж если не приеду, обо мне немного погрусти.

Он желает возлюбленной счастья, которое есть, которое обязательно возвратится, и…заклинает:

…только не грусти!

Интересно для нас и поэтическое послание «Любимой»10. (1943 г.)

Вновь лирический герой ведёт разговор: «Где же ты, любимая, хорошая, старый и испытанный дружок». Он чувствует настроение любимой, видит и слышит вопрос, застывший в её глазах: может быть, любимый мой придёт? Затем Я (конкретное) сменяется местоимением Он. И это не случайно: тысячи защитников Родины живут мыслями о доме, о своей любимой, о семье. Но заканчивается стихотворение всё – таки личностным Я,

Я вернуся, милый мой дружок,

который говорит о конкретном адресате письма – жене Бориса Николаевича – Клавдии Яковлевне.

Интересно, что в 1944 году автор меняет название стихотворения «Любимой»: теперь перед нами «Зимняя пороша». Это обусловлено, на наш взгляд, замыслом художника — говорить и писать от имени целого поколения:

Где-то там любимая, хорошая,

Верный и испытанный дружок.

Борис Николаевич усиливает мотив заклинания, заявленный в стихотворении

«Не грусти».

Теперь он просит:

Жди его, любимая, хорошая

Он вернётся, милый твой дружок!

Если в стихотворении «Не грусти» в настроении лирического героя преобладает печаль, тоска, то в «Зимней пороше» (февраль 1944 г.) голос звучит бодрее, увереннее. Это, конечно, связано с переломным ходом в войне.

Таким образом, образ женщины, сначала матери, потом возлюбленной, теперь жены, становится символом дома, а письма – послания – заклинания – связующей нитью между близкими и дорогими людьми

Синтез лирического и эпического начал мы видим в стихотворении «Цвети, Севастополь!», написанном в 1946 г. Теперь перед нами признание в любви к Родине и городу, который защищал автор. Вновь – природа, но уже природа Крыма:

…весеннее взморье, безбрежная даль, под ногами лирического героя шуршит песок, лицо ласкает весенний черноморский ветерок.

Но невозможно не вспомнить грозные годы войны.

И этот огонь мы в сердцах сохранили

Мы за тебя, Севастополь, сражались

Мы слово сдержали – матросское слово!

Родной Севастополь, родная Земля!

Лирический герой гордится тем, что враг разбит, но, кроме гордости, слышна и боль утрат за тех, кто уже не вернется. Стихотворение заканчивается пожеланием любимому городу, за образом которого – Родина:

Так цвети же, мой город родной.

Интересен эпитет багряный, который поэт использует в стихотворениях:

И, вставши рано, на рассвете,

Любуюсь с гордостью зарей…

И вижу, как в багряном свете

Восходит солнце над землёй.

«Люблю» 1935 г.

Мы помним чёрные в далёкой дымке горы,

Багряный цвет потоптанных полей

«Моя Отчизна» 1941 г.

Золотятся багряные зори,

Расцветает душистый миндаль.

«Цвети, Севастополь» 1946 г.

Эпитет багряные зори, на наш взгляд, символизирует рождение новой зари, нового дня, новой жизни, которая в грозные военные годы будет положена на алтарь Отечества. Багряные зори – слиты воедино и кровь, пролитая на фронтах Великой Отечественной войны, и рождение новой жизни.

Заключение.

В результате проделанной работы, я поняла: стихи Бориса Николаевича передавали его мысли, чувства, переживания. Они вселяли читателям веру и надежду. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давало силы воевать и верить в победу. Стихи Бориса Николаевича были написаны более полувека тому назад, но и сейчас, читая их, они продолжают волновать нас, поколение 21 века, суровой правдой, мужеством и силой чувств; простотой слова, ясностью поэтических образов, любовью к малой и большой родине, чувством ответственности за их судьбы. Простое душевное слово поэта сделали стихотворения близки не только мне, но, думаю, и другим читателям.

В цикле стихотворений Бориса Николаевича, посвященных Великой Отечественной войне, много стихотворений с конкретными именами. Отсюда возникает тема «Посвящение другу», но это уже тема другого большого исследования.

Список источников и литературы:

1. Н.В.Антонова. Учебное пособие по русскому языку и литературе для старшеклассников и абитуриентов. Петрозаводск 1995 г. Стр. 93 – 103.
2. Н.В.Егорова И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век 11 кл. II полугодие. Москва «Вако» 2002 г. Стр. 119 – 123
3. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев Словарь литературоведческих терминов. Москва «Просвещение» 1974 г. стр.81 – 82, 177 – 178.
4. С.И.Ожегов Словарь русского языка Издание 5-е. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва 1963 г. стр.480, 124.
5. Словарь русского языка. I 3-е издание. Москва. Издательство «Русский язык» 1985 г. стр.302
6. С.Л.Страшнов. Русская поэзия ХХ века в выпускном классе. Книга для учителя 2-е издание. Москва «Просвещение» 2001 г.
7. Л.Г.Юдкевич. Лирический герой Есенина. Издательство Казанского университета 1971 г. стр.32, 43, 47, 107
8. Поэзия Ивановского края – Иваново 2005 г.
9. Личные семейные архивы Зубовой Е.Б.: фото, документы.
10. Архивы школьного музея: картотека учеников, приказы по школе 1935 – 39 гг.
11. Государственный архив радиовещания РФ.

Мосина Ксения, Научный руководитель: Кузюкина Клара Григорьевна, 2009 год.

Оставьте комментарий