Без малого четверть века проработал в средней школе № 2 Кряжев Н.А. — одиннадцать лет директором школы, а последние тринадцать лет учителем математики. По сути дела, история средней школы № 2 начинается с его имени, т. к. до 1976 года она называлась средняя школа № 6, и ее директором был Гвоздев М. Л. Сегодня Николай Алексеевич вспоминает.
— В 60-е годы школы города были перегружены. Вставал вопрос об обучении детей в три смены. С открытием, а затем и с реконструкцией средней школы № 2 (неполная средняя школа № 4), проблема размещения учащихся нижней части города была решена. Но демографический бум продолжался. Восьмилетняя школа № 4 (на Селецком поле) снова оказалась переполненной. Вновь надвигалась проблема третьей смены. И лишь с окончанием строительства нового здания школы на 536 мест в 1971 году все школы района перешли на занятия в одну смену.
11 января 1972 года отправился в бессрочное «плавание огромный корабль» под названием «Средняя школа № 2». Правда, еще четыре года она будет числиться под № 6. Но радость учителей, учащихся и родителей восьмилетней школы № 4 и средней школы № 6 была недолгой. Старое деревянное здание восьмилетней школы № 4 пришло в негодность, заниматься в нем стало опасно. И решением районного Совета эта школа в 1976 году была закрыта. Вот на базе средней школы № 6 и восьмилетней № 4 и была создана средняя школа № 2, т. к. нумерация школ была упорядочена. Школа вновь стала работать в две смены при полной занятости всех учебных кабинетов. 1 сентября 1976 года за парты в средней школе № 2 сели 913 учащихся.
И учеников, и учителей предстояло объединить в единый, сплоченный работоспособный коллектив. Для ребят проводились общешкольные соревнования, смотры, предметные недели, пионерские и комсомольские сборы, конкурсы, районные соревнования, олимпиады, слеты.
Пред администрацией школы встала задача всесторонней помощи учителям, пришедшим из восьмилетней школы, в работе с учащимися 9-х — 11-х классов. И учителя учились вместе со своими классами. На это было направлено внимание методических секций. Такие опытные руководители, как Кряжева Т.Д. (секция учителей русского языка и литературы), Лапшина Т.Г. (секция учителей математики), Годнева З.П. (секция иностранных языков) и другие, оказывали огромную помощь своим коллегам в освоении наиболее трудных разделов программы старшего звена.
Вопросы совершенствования педагогического мастерства были постоянно в поле зрения администрации, профсоюзной и партийной организаций, обсуждались на педсоветах и производственных совещаниях. И уже первые выпуски учащихся таких учителей, как Любимова Л.Л., Петрова Г.П., Плужникова Г.М. показали высокий уровень подготовки выпускников, способных выдержать конкурсные экзамены в ВУЗы. Происходило уже неформальное объединение педагогических коллективов.
Школа сильна единством ученического и педагогического коллективов. А оно закладывается на уроке, во внеклассных занятиях, в походах, в совместных трудовых делах.
В начальных классах работали такие мастера своего дела, как Петрова А. П., Патраничева В. А., Галанина В. В., Любимова Н.А., Смирнова Д. М. Были опытные учителя и среди учителей- предметников. Высокая требовательность и к себе и ученикам, уважение к ученику отличало педагогический почерк заслуженной учительницы школ РСФСР Лемещук А. И. Ее выпускники во всех ВУЗах сдавали конкурсные экзамены, подтверждая школьные «5» и «4».
Яркой, самобытной личностью, была учительница немецкого языка Надкина С.Д. С ее приходом в школу оживилась внеклассная работа. Страстная поклонница туризма, она со своими учениками прошла по всем уголкам нашего и соседних районов, организовывала экскурсии по городам-героям. В один из отпусков вместе с Любимовой А. А. добрались до Байкала. Но особенно огромные впечатления остались у ребят от похода-экскурсии в Белорецк по горам и рекам Урала. Все походы и экскурсии с помощью фотографий оформлялись в виде альбомов, книжек-раскладушек, огромных стенгазет. В таком неформальном общении и крепло единство учащихся с учителем, укреплялся авторитет школы.
Школа в кадровом отношении оказалась самодостаточной, были маяки, но различным предметам, было у кого учиться, набраться опыта и сил. И вскоре это время настало. Началась смена поколений учителей. Предстояла большая кропотливая работа по оказанию методической и научной подготовки молодым учителям. В этой работе кроме администрации участвовали и методические секции. Учителя начальных классов и трудового обучения, не имевшие высшего образования, поступили на заочные отделения Шуйского пединститута и успешно окончили его. Смена поколений учителей в конце 70-х начале 80-х годов прошла успешно. За короткое время такие учителя, как Мокеева А. К., Солунина Н. А., Вихарева О. М. Крышковец Н. Б., Виноградова И. Н., стали ведущими специалистами своих предметов, получили звания старшего учителя, учителя-методиста или лауреата премии Сороса, а Вихарева О. М. и Мокеева А. К. стали заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.
А. В. СИРОТИНА, Т. М. ТЕРЕШИНА, «По тропам памяти людской», 2002 г., стр.72