Михаил Ефремов: 60 лет — за рулем

Михаил Васильевич и Зоя Ивановна

Михаила Васильевича Ефремова знают в городе многие, а мужчины почти все, так как он более сорока лет преподавал автодело в средней школе №1. Многим мальчишкам он дал путевку в жизнь. Со всеми сохранил добрые отношения. Когда я поинтересовалась: «Кто же Ваши ученики?» Он ответил: «Почти все — кто за рулем. Это лучшие шофера автотранспортного предприятия Александр Маковкин, Павел Луговской, Александр Бахарев, Сергей Карауловэто и начальники Юрьевецкого ГИБДД Е. П. Талов и Ивановского ГИБДД В. П. Голубев, и руководители предприятий Н. С. Прудников, Н А. и А. В. Рубинские, А. П. Талов, М. В. Мольков, В. А. Соловьев, отец и сын Сычевы и многие другие. Этого учителя ученики помнят и с любовью говорят: «О таком человеке писать обязательно надо».

Весть о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. узнал я когда, окончил 6 классов в городе Иваново. Затем нашу школу заняли под госпиталь, и нам приходилось учиться в подвальных помещениях и переносить все трудности военного времени: не было достаточного числа учебников и тетрадей.
Закончив 7 классов, в 1942 г. я поступил в Ивановский автотранспортный техникум.
По окончании двух курсов техникума и по линии ДОСААФ курсов шоферов в 1944 году меня призвали в армию, в которой в это время мои три старших брата уже были.

В составе 1-го Белорусского фронта 7-го отдельного тяжелого танкового полка направили на фронт. Наш полк прошел с боями по Польше, а затем взяли направление на Берлин. Нашей автороте ставилась задача обеспечение полка боеприпасами, горючим, продовольствием и всем необходимым для ведения победоносной войны. Авторота продвигалась за боевыми порядками не считаясь со временем, днем и ночью, по несколько дней не смыкая глаз. Ночью без света, а когда приходилось ехать днем, то попадали под бомбежки самолетов. Я, как молодой не искушенный в такой ситуации, во время бомбежки боялся покинуть машину, но когда в колонне были разбиты первые машины, выбежал на обочину дороги, наблюдая всю ужасную картину. Опытный шофер, лежавший на обочине, уронил меня и благодаря ему я остался жив, получив ранение ноги.
Авторота со всеми заданиями справилась успешно, от командования получили благодарности. Приблизились к Берлину, и начался штурм фашистского логова. Наши танкисты вступили на улицы Берлина, а нам, шоферам, приходилось подвозить боеприпасы под пулеметным и автоматным огнем противника.
Войну я закончил в Берлине. За участие в боевой операции при взятии Берлина был награжден медалью «За отвагу», «Взятие Берлина», «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны I степени. После войны служил в Германии до 1950 г. После службы в армии, окончил техникум, был направлен в Юрьевецкое АТП на должность главного инженера. В связи с организацией производственного обучения в 1956 г. перехожу на работу в среднюю школу №1 преподавателем автодела, готовлю водителей автомобиля. В школе я проработал 36 лет до ухода на пенсию.
И вот — Юрьевец. Выбор на Михаила Васильевича пал неслучайно. АТП было создано для организации переселения населенных пунктов и предприятий из зоны затопления и строительства защитной дамбы. А для этой работы было выделено 50 «Студебекеров» — машин, на которых Михаил Васильевич ездил в войну и отлично знал. За четыре года работы предприятие встало на ноги, и к концу 1956 года численность автопарка увеличилась до 200 автомашин.
В эти годы в школах вводится новый предмет «Автодело», и Михаил Васильевич переходит на работу в среднюю школу №1. Об этом он говорит скромно: «Готовил водителей». А ведь надо было все начать с нуля: создать и оборудовать кабинет и не только плакатами, но и наглядностью, чтобы мальчишки каждую деталь смогли подержать в руках, умели собирать и разбирать, исправить любую поломку. Все это было сделано. В подвальном помещении школы собрал по частям для ребят машину, чтоб они могли тренироваться. Все удивлялись и спрашивали: «А как ты её сюда доставил?» Вот так и проходили практику на школьной базе и базе автоколонны. С нею Михаил Васильевич связи не терял. За время работы получил для школы две новые машины. Держал постоянную связь с Горьковским автозаводом, который возглавлял наш земляк А. И. Киселев, возил туда ребят на экскурсии. Около десяти выпусков побывали на ГАЗе, встречались с его генеральным директором. Многие ребята и девушки получили права категории «В» и «С».
А жизнь не стояла на месте. В ней было все: работа и любовь, семья и дети. Его жена Зоя Ивановна работала старшим экономистом в АТП всю свою трудовую жизнь. Там их свела судьба. Они вырастили двоих детей. Их дочь Елену Травкину, как и отца, знает почти весь город. Она — инспектор паспортного режима домоуправления. Сын Владимир после окончания химико-технологического института работает начальником цеха Кинешемского завода «Электроконтакт». Детьми можно гордиться: трудолюбивые, скромные, пользуются уважением. А ведь корни этого воспитания — в семье Ефремовых. Такие же, как Зоя Ивановна, и Михаил Васильевич, — все умеют делать своими руками.
Когда я спросила Зою Ивановну, умеет ли она водить машину, она рассмеялась: «Имея такого мужа… Конечно, я водила и легковую, и грузовик. И права у меня есть. Теперь за рулем только муж, с ним надежнее».
Конечно, надежно: ведь Михаил Васильевич за рулем уже 60 лет. И как говорится, дай им Бог здоровья на долгие годы. Пусть в их уютном доме звенят радостные голоса детей, внуков и правнуков. Они по праву могут гордиться своими родителями, дедушкой и бабушкой.

«Навечно в памяти», 2005 г. Составитель А.В. Сиротина. 9 стр.

Оцените статью
Добавить комментарий